Главная РУНДУК  via-est vita
Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 26.04.2024, 01:05
Категории раздела

Форма входа

перевод

социалка

Каталог статей
Главная » Статьи » СТАТЬИ,ЗАМЕТКИ...

Маршруты кругосветных путешествий
 

Маршруты кругосветных путешествий. Статья из цикла «школа практического яхтинга».

by yachtshipyard

001-001

Сегодня все больше и больше людей мечтают о дальних и даже о кругосветных парусных плаваниях. Необходимой практической информации для того, чтобы реализовать подобную мечту, в нашей стране пока крайне мало. Тем, кто задумал обойти вокруг света на яхте, очень важно знать, как это сделать правильно, красиво и безопасно. Ведь какой бы крепкой и скоростной ни была ваша яхта, ее будут подстерегать очень серьезные опасности и неприятности, способные внести ложку дегтя в самые радужные впечатления.

Вот только некоторые из них:

– ураганы или тропические циклоны,

– изнуряющие штили,

– постоянные встречные ветры и течения,

– неблагоприятные сезоны в странах (например, сезоны дождей, во время которых обостряются эпидемии малярии),

– финансовые риски (например, непомерно высокая стоимость яхтенного сервиса в некоторых странах),

– пиратство, воровство или враждебность местного населения,

– непреодолимые сложности в формальностях и проч.

Однако в мире уже накоплен большой опыт круизинга и выработаны основные рекомендации для яхтенных пилигримов. Следование им поможет путешественнику безопасно, экономично и главное – с удовольствием реализовать свою мечту, посетить самые красивые уголки мира и не пропасть по глупой случайности.

Обозначим основные маршруты из мирового опыта дальних странствий. Сразу оговоримся, что это не маршруты спортивных регат или походов для установления рекордов. Это пути круизеров, т. е. тех, чья цель – не только насладиться романтикой моря, но и открыть новые земли, познакомиться с опытом иных культур и приобщиться к ценностям общечеловеческого взаимопонимания и взаимодействия.

001

Куда идти?

На запад или восток? Неважно, откуда вы стартуете – с Балтики, из Черного моря или с Камчатки, перед вами неизменно встанет первый вопрос – идти на запад или восток?

Очевидно, что идти на запад легче, чем на восток, поскольку около экватора во всех трех океанах почти все время с востока на запад дуют пассаты и муссоны вплоть до 30° с.  ш. После 20-й параллели до 40-й ветра вариабельны, а значит, неопределенны, что значительно затрудняет точное планирование переходов.

В целом же большинство круизеров предпочитают двигаться в западном направлении как наиболее  удобном во всех отношениях.

Когда идти?

В каждом океане существуют неблагоприятные сезоны для движения под парусами – сезоны ураганов, тропических циклонов и благоприятных ветров. Яхта – это не железный сухогруз (хотя, конечно, и большим судам приходится непросто в шторм или ураган).

Попасть в ураган или тропический циклон для подавляющего числа круизных яхт равносильно гибели или в лучшем случае получению очень серьезных повреждений.

Наши коллеги-кругосветчики рассказывали, как они пережили ураган. У того, кто был в это время в море, просто вырвало огромный кусок палубы, и они чуть не утонули. А тот, кто стоял в это время в гавани, был выброшен на берег вместе еще с 800 яхтами и катерами, нашедшими укрытие в бухте на одном из Антильских островов.

Поэтому маршрут свой стоит планировать так, чтобы избежать подобных коллизий. Районы ураганов и тропических циклонов известны. В Атлантике ураганы зарождаются почти у Островов Зеленого Мыса и, нарастая, двигаются через Карибское море на Америку. Время их активности – июнь–ноябрь.

И потому самым благоприятным и спокойным временем пересечения Атлантики является декабрь–май. Самое лучшее место пересечения – от Канар или Кабо-Верде до Малых Антильских островов.

Если ваш маршрут лежит через Панамский канал, вы можете не торопиться: все равно придется ждать до февраля следующего года, когда в Тихом океане – от Панамы до Австралии включительно – откроется окно спокойной погоды.

С декабря по март такой погоды там не бывает. В Индийском океане «расписание сезонов» гораздо сложнее. Там есть четыре зоны ураганов, и вписаться в сезон их спокойствия намного сложнее, чем в других океанах. Кроме всего прочего, здесь существуют течения, которые меняют свое направление в зависимости от времени года.

Так что планирование переходов через Индийский океан требует особой пунктуальности. Впрочем, как поведал нам француз Жерар, уже восемь раз обошедший вокруг света, климат сейчас быстро меняется, так что поведение ураганов порой становится непредсказуемым.

002

Придется подождать.

Как правило, круизеры не спешат закончить свое путешествие, ведь это люди, привыкшие наслаждаться жизнью во всем ее разнообразии и великолепии. Они знают, в каких странах и местах можно провести время с наибольшей пользой для себя, поэтому время ожидания выхода в море путешественников не тяготит, а становится очередной самостоятельной частью кругосветки.

Например, в период ураганов яхтенная тусовка перемещается в безопасные и красивые места, где можно не только отремонтировать яхту, но и «оттянуться» по полной программе.

Что же это за места? В Атлантике такой меккой является Карибское море южнее 10°. В особенности это островные государства Тринидад и Тобаго, остров Маргарита в Венесуэле и частично Панама с ее жемчужным ожерельем – архипелагом Сан-Блас.  В Тихом океане это в основном Новая Зеландия и южные острова Кука. В Индийском – архипелаг Чагос.

Путь на запад

Если вы стартуете из европейской части, то наилучшим временем будет середина или конец лета, возможно и осень. Поскольку первой перевальной точкой на вашем пути будут Канарские острова, вам придется прожить там до декабря, а лучше – до января. Затем последует переход через Атлантику, который занимает от двух до трех недель.

Здесь может возникнуть первая серьезная проблема выбора – идти через Панамский канал или вокруг Южной Америки через Магелланов пролив? Если вы не ищете приключений на свою голову, не совсем уверены в своих силах или тропический климат вам больше по душе, то идите через Панаму (маршрут 1) – это самый простой и безопасный путь в Тихий океан.

161 - 003

В этом случае вы направляетесь на Малые Антильские острова. Когда вы торопитесь, можете сразу же напрямую идти через Панамский канал, если успеваете до начала марта. Большинство же «сейлоров» проводят в районе Карибского моря гораздо больше времени, поскольку тут есть поистине замечательные по красоте и великолепию места.

После июня все спускаются ниже 10°, в обозначенные выше зоны ожидания, а в январе-феврале переходят Панамский канал, чтобы в начале марта пуститься в путь, поскольку в Тихом океане начинает дуть попутный ветер от Панамы вплоть до островов Фиджи и Вануату.

Если вы выберете Магелланов пролив (маршрут 2), то на вашу долю выпадут более серьезные приключения. Вам нужно держать курс на выступающий край Бразилии, поскольку там происходит «развилка» попутных ветров, и далее вдоль Бразилии и Аргентины.

Путь вдоль Аргентины очень тернист и опасен. Дело в том, что в этих районах очень мало портов захода, и один от другого расположен  на расстоянии до 400 миль, а шторма в этих местах – обычное дело.

Один норвежец, который несколько раз обошел вокруг света, в том числе и через Магелланов пролив, рассказывал о встречающихся здесь так называемых Friquenswaves – нерегулярных обрушивающихся волнах, которые бродят в районе юга Аргентины, у ее побережья, и могут быть смертельно опасны для яхт, особенно для катамаранов.

Эти рассказы настолько озадачили нас, что на Канарских островах мы решили изменить маршрут и пошли через Панаму. Наши же друзья на небольшой 12-метровой яхточке не испугались, благополучно обогнули Южноамериканский материк и прошли вплоть до Вануату, где мы с ними и встретились.

Они рассказали, что, несмотря на все сложности, этот путь очень красив и величественен. Им встречались стаи играющих китов, высоченные обрушивающиеся в океан ледники, а на берегу – очень приветливые люди.

Пройти Магеллановым проливом на яхте можно только в январе, в остальное время это практически нереально, поскольку постоянно дуют встречные штормовые ветра. Наши друзья проходили пролив против ветра на моторе, имея максимальный запас топлива, поскольку в этом диком районе очень трудно найти солярку.

Fastnet-Rock - 004

Если не успеешь преодолеть пролив вовремя, придется провести год в этих местах на собственной яхте, вмороженной в лед. Кроме штормов, есть еще и штили, которые, пусть и не опасны, но крайне тяжелы психологически. Так, в тысячемильный штилевой мешок можно попасть в Тихом океане между архипелагом Туамоту и островом Пасхи.

Ребята рассказывали, что почти полтора месяца двигались со скоростью не больше 10 миль в день. Это было очень серьезным моральным  испытанием для них, пока, наконец, они не вошли в зону восточных пассатов.

Итак, вы в Тихом океане. Масштабы его несравнимы с Атлантикой или Индийским океаном. Здесь – множество архипелагов, удивительно красивых мест и возможностей остановиться надолго, а может быть и навсегда. Мы встречали яхтсменов, которые местом жительства выбрали именно Тихий океан.

Для его быстрого прохода нужно пять-шесть месяцев с учетом кратких остановок на некоторых островах. Однако до декабря вы должны успеть унести ноги из района тропических циклонов, который охватывает почти половину южной части океана, спустившись к Новой Зеландии, и переждать там надо как минимум до марта.

Далее нужно возвращаться в пассат и идти в пролив Торрес между встралией и Папуа Новая Гвинея. Обойти Австралию с юга практически нереально по причине сильных встречных ветров. После Австралии опять возникает проблема выбора.

Либо надо двигаться к Красному морю и Суэцкому каналу (маршрут 1), либо через Маскаренские острова вокруг мыса Доброй Надежды (маршрут 2)– в Атлантику. У обоих вариантов есть свои особенности. Если вы идете в Красное море, то лучший путь лежит внутри островной Индонезии и Малайзии.

С октября здесь преобладают штили и встречные течения, так что желательно пройти этот путь пораньше. Все пути сходятся в Таиланде, в городе Пхукет, где круизеры, идущие на запад, ждут благоприятного сезона для перехода через Индийский океан.

Окошко открывается в январе, и все устремляются на запад, поскольку в мае в Бенгальском заливе снова начинается штормовая кутерьма. Если вы хотите задержаться в Индийском океане подольше, можете это сделать, спустившись на юг Мальдивских островов или к архипелагу Чагос (по словам наших друзей, это истинный рай).

В любом случае к Красному морю вы должны подойти к марту-апрелю, самому благоприятному времени для его прохода. После этого срока от Аденского залива до Индии ветер меняется на встречный, и участок становится практически непроходимым.

01 - 005

Красное море традиционно сложно для путешествий, поскольку ветра там по большей части встречные для тех, кто идет к Суэцкому каналу, так что придется много пользоваться двигателем. В Средиземке вас тоже встретят множественные встречные ветра, и нужно будет пробиваться к Гибралтару «против шерсти».

Если вы не успеете, можете зазимовать на греческих островах или в Турции, там дешевле, да и с формальностями проще; многие европейцы так и делают, а продолжают путь уже следующим летом. На обратном пути вам предстоит пройти коварный Бискайский залив, что яхтенные лоции настоятельно рекомендуют делать это в мае-июне.

Мы подошли к нему в октябре, три недели прождали хорошей погоды и благополучно прошли залив. Значит, нет правил без исключения, и все же лучше придерживаться общеизвестных рекомендаций.

Если вы огибаете мыс Доброй Надежды, то вам нужно оказаться там в декабре-январе, да и то от Дурбана до Кейптауна нужно двигаться только «скачками» от марины к марине, коротая время в барах в ожидании редких периодов попутного ветра. Так нам посоветовал старожил тех мест, с которым мы встретились на Кабо-Верде.

Далее можно идти только большим кругом через Атлантику к Карибскому морю и вверх до Северной Америки или Бермудских островов, а потом снова через Атлантику к Англии и в Европу. Так диктует логика благоприятных ветров и течений.

auckland_006

Пройти вдоль Африки на север практически невозможно. Опять же нужно избежать периода ураганов в Карибском море (июнь-ноябрь), ориентируясь на то, что наиболее благоприятное время – с января по апрель с тем, чтобы в июнеиюле перейти Атлантику обратно к Европе.

Восточный вариант

Стартуете ли вы с Балтики или с Черного моря, в любом случае ваш путь лежит через Средиземное и Красное моря по попутным ветрам. В Индийском океане придется спускаться вдоль Африки вплоть до Мадагаскара и оттуда идти через архипелаг Чагос к проливу Торрес.

Далее вдоль восточного берега Австралии надо будет спускаться примерно до Брисбена, затем, минуя с севера встречные ветра в Тасмановом море, через архипелаг Фиджи и Тонга двигаться на границе «ревущих сороковых» к югу Южной Америки.

auckland_007

Затем, если будет хорошая погода, надо или обогнуть мыс Горн, или через Магелланов пролив выйти в Атлантику и вдоль Аргентины подниматься до Бразилии, а там воспользоваться вышеописанной схемой.

Конечно, и в этом варианте нужно избегать периодов ураганов и проходить наиболее опасные участки, в особенности мыс Горн, только в самые благоприятные месяцы.

Желаю вам трезвости в ваших мечтаниях, безопасного и красивого плавания.

Материалы предоставлены «Национальной Ассоциацией Шкиперов».

Андрей Фоминцев.

Источник:  «Катера и Яхты»,  №215.

Категория: СТАТЬИ,ЗАМЕТКИ... | Добавил: norvol-боцман (22.08.2014)
Просмотров: 426 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
YouTube

загрузка

Поиск

//sartar.ucoz.ru/ MyCorp © 2024